Зимние виды спорта в искусстве


«Я люблю спорт. Я могу любоваться часами на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников. Мне всегда казалось, что спорт облагораживает человека, как все красивое».
А. А. Дейнека

Искусство и спорт

Искусство и спорт всегда были тесно связаны. Художники и скульпторы изображали спортсменов и соревнования.



Расцвет физической культуры и спорта — явление, характерное для наших дней. Огромные стадионы, непрерывный поток соревнований, отчеты и рецензии в газетах, передачи по радио, телевидению, кинофильмы, ореол национальной славы чемпионов мира и Олимпийских игр, миллионы болельщиков... Все это характеризует особый интерес общества к современному спорту. Возможности выразить красоту, и совершенство развитого человеческого тела, показать динамизм, выявить глубокие психологические стороны спортивной борьбы неизменно привлекают наших художников. Спортивная тема неисчерпаема в своей пластической выразительности, в раскрытии высоких моральных сторон человека; велико ее значение и как фактора интернационального содружества, взаимопонимания, укрепления мира между народами.

Обратясь к истории человечества, мы увидим, что именно изобрази тельное искусство различных эпох оставило красочные свидетельства о физической культуре и ее важном значении в жизни всех народов.

Велика роль изобразительного искусства в пропаганде физической культуры и спорта. Спортивный плакат и иные формы графики — непременные соучастники спортивных дел. Важны и различные виды наглядной агитации в оформлении спортивных сооружений и стадионов. А разработка и оформление спортивных праздников, спортивные костюмы и инвентарь, награды, кубки, медали, жетоны, дипломы... Всюду прикладывается рука художника. Поэтому можно смело считать: содружество искусства и спорта одинаково необходимо и художникам, и спортсменам!

Конькобежный спорт, фигурное катание.


Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в 13-14 веках появились первые железные коньки. Голландцы первыми додумались до того, чтобы превратить катание на заточенных лезвиях по замерзшим рекам и каналам в настоящее шоу.

Фредерик Хендрик Каммерер

 Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу. Все обязательные фигуры были созданы в Великобритании. Объясняется это тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 г.). Здесь же были разработаны первые официальные правила соревнования.

Галле, Веселье на льду перед воротами Сан-Жери в Антверпене, 1553 г.
Д. ван де Бремден, Зима, 1650 г.

Питер Брейгель "Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц" 1565 г.
Alan Maley (1931-1995)
Фигурное катание в России было популярным ещё со времён Петра 1. Русский царь из Европы привёз домой первые образцы коньков. Именно Пётр 1 придумал новый способ крепления коньков – прямо к сапогам и создал, таким образом, прообраз сегодняшнего оснащения фигуристов.

Криста Киффер "На катке"
Название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.
Ю. Денисов

Русское катание зародилось в 1865 г. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. 
М.Климентов "Каток на Патриарщих прудах" 1929 год
Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 г. состоялось первое состязание русских фигуристов.

Адольф Александр Дилленс "Влюбленные на коньках"

Френк Дэдд A Merry Christmas, from the Pears Annual 1907 г.
Почетным членом и видным деятелем Петербургского «Общества любителей бега на коньках» был Алексей Павлович Лебедев, которого в нашей стране называют «дедушкой русского фигурного катания». Именно он стал первым чемпионом неофициального чемпионата мира, проходившего в Петербурге в 1890г. Несмотря на то, что он учился мастерству по книгам, он поразил судей и зрителей техникой скольжения во всех трех номерах программы. Лебедев был удостоен трех золотых медалей. С 1896г. он начал заниматься педагогической работой и стал первым тренером и учителем Н.А.Коломенкина.

Константин Сомов "Зима. Каток" 1915 г.

Олимпийским видом спорта фигурное катание стало уже в 1908 году, хотя зимние Олимпиады начали проводиться лишь в 1924-м. Фигуристы начали выступать на летних Играх, и никого это не смущало.
С.Е.Turner


Лев Казакевич


Хоккей.

Еще до появления хоккея в 16 веке Голландии существовали игры с мячом и клюшками на льду. Затем подобные игры появились в Англии и Скандинавии, где впоследствии они преобразовались в хоккей с мячом на льду в 19 веке.

Современный хоккей с шайбой как спортивная игра возник в Канаде. Это страна, климат и природа которой (многочисленные водоемы, замерзающие зимой, и длительные зимы) создавали хорошие условия для распространения этой игры. Сначала играли не шайбой, а тяжелым мячом и по численности команды доходили до 50 и более игроков с каждой стороны.

В 1879 канадец УФ. Робертсон сформулировал правила хоккея, и тогда же была предложена для игры резиновая шайба. В 1885 в Монреале была основана Любительская хоккейная ассоциация. Первые официальные правила игры в хоккей с шайбой были изданы в 1886году, максимально сохранившиеся и до наших дней.

В 1899 году в Монреале был построен первый в мире крытый стадион для игры в хоккей с искусственной ледовой площадкой, рассчитанный на небывалое число зрителей - 10 000 человек. В этом же году была основана Канадская любительская хоккейная лига.

Первая профессиональная команда по игре в хоккей была организована в той стране, где хоккей и зародился – в Канаде в 1904 году. В конце 19 века канадский хоккей пришел в Европу.

Правила игры постоянно претерпевали изменения: например, в 1900 году была изобретена сетка для ворот, которая позволяла точно определить – был ли забит гол в ворота команды. Позднее были установлены размеры хоккейных площадок, установлено время игры (три периода по 20 минут), сократили количество игроков, находящихся на поле до 6 человек, стали возможными замены игроков не только по состоянию здоровья. В 1929 году вратарь Клинт Бенедикт впервые надел маску, а в 1945 году за воротами установили разноцветные фонари для более точного подсчета заброшенных шайб («красный» — гол, «зеленый» — взятие ворот не зафиксировано). В последние годы в хоккее стали появляться женские команды, которые в 1998 году были включены в программу Олимпийских игр.

Лыжные гонки, биатлон

Лыжные гонки впервые стали проводиться на территории скандинавских стран во второй половине восемнадцатого века, ну а первое в истории лыжных гонок официальное первенство лыжных гонщиков состоялось в 1767 году, в Норвегии.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века в многих странах лыжные гонки стали массово развиваться. Появились лыжные клубы.

На основе лыжных гонок появились Северные игры, которые появились в 1901 году, и стали проводиться раз в четыре года, в них участвовали спортсмены Финляндии и Швеции, Норвегии. Ну а в России первые соревнования лыжных гонщиков состоялись в Санкт-Петербурге в 1894 году. Соревновательная трасса была проложена по вставшей Неве.

В 1924 г. появилась FIS - ФИС Международная федерация лыжного спорта. Она и до сих пор отвечает за развитие лыжных гонок, а также прыжков на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, фристайл.

В середине восьмидесятых годов прошлого столетия, в связи с созданием новой техники бега (до этого на протяжении всей истории лыжных гонок соревнования проводились классическим ходом) - "свободный стиль", или "коньковый ход", способ прохождения каждой дистанции был строго установлен правилами соревнований. Помимо этого, в программе возникли "гонки преследования».

Почётное место в лыжных гонках принадлежит так называемым сверхмарафонам. Начало истории сверхмарафонов в лыжных гонках было положено в 1922 году на соревнованиях между шведскими городами Моро и Селен девяностокилометровый забег "Ваза-лоппет", прошедший в честь шведского короля Густава Вазы, совершившего этот переход в начале шестнадцатого века во время освободительной войны с Данией. Сверхмарафоны проходят во многих странах, Россия не исключение, здесь с 1983 года проводится "Лыжня России".

Биатлон – один из самых «молодых» видов спорта. В своём классическом виде биатлон оформился только в 1950-е годы, правда, тогда этот вид спорта назывался зимним двоеборьем.

Само определение «биатлон» состоит из двух греческих слов: «bi» – «два» и «athlon» – состязание. Действительно, биатлон представляет собой состязание, включающее в себя лыжную гонку и стрельбу из винтовки. Стрельба проводится на нескольких рубежах, расстояние между которыми спортсмен должен преодолеть на лыжах.
Родоначальниками биатлона принято считать норвежцев, которые попытались заинтересовать любителей зимних видов спорта комбинированными гонками со стрельбой по мишени ещё во второй половине XVIII века, однако, в силу многих причин, тогда это развлечение не нашло достаточного количества поклонников. Главной причиной можно считать несовершенство ружей того периода. Впрочем, как для охотников биатлон являлся естественным элементом повседневной жизни, так в XIX веке элементы лыжной гонки в сочетании с прицельной стрельбой были включены в программу подготовки солдат.

Современный биатлон возник на основе «гонок патрулей» – военизированных лыжных соревнований первой половины ХХ века. Этот вид состязаний (в виде демонстрации, однако с последующим вручением медалей победителям) был даже включён в программу Первых зимних Олимпийских игр, которые проходили в 1924 году в Шамони (Франция).

Чемпионаты мира по биатлону начали проходить с 1958 года, а спустя два года биатлон, уже под своим новым именем и в новой форме, снова вернулся в календарь зимней Олимпиады.


Художники

Дейнека Александр Александрович

(20 мая 1899, Курск, Российская империя — 12 июня 1969, Москва, СССР)


А. Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Учился в Харьковском художественном училище в 1915-1917 годах у М. Р. Пестрикова и А. М. Любимова.

В 1917 году в связи с февральскими событиями занятия в училище были прекращены, и молодой художник вернулся в Курск. Там он делал плакаты для Курского отделения "Окон РОСТа", оформлял театры и агитпоезда, возглавляет сектор ИЗО народного образования Курской губернии. В 1918 году художник работал фотографом в Угрозыске. Участвовал в обороне Курска от белогвардейцев.

В 1921 году Александр был направлен в Москву учиться. Он поступил на полиграфический факультет недавно открывшегося ВХУТЕМАСа. Во ВХУТЕМАСе большое значение уделялось новому искусству и в то же время давалась крепкая реалистическая подготовка молодых художников. Преподавателями были значительные фигуры русского авангарда. Среди наставников Дейнеки были Фаворский В. А. и Нивинский И.И. Особенно большое влияние на становление личности художника оказало общение с Фаворским и В.Маяковским.

Индивидуальность Дейнеки ярко проявилась уже на первой выставке в 1924 году, в которой он участвовал вместе с А.Д. Гончаровым и Ю.И. Пименовым в составе «Группы трех», и на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В 1928 Дейнека стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931-1932 - членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ).

Во время Великой Отечественной войны Дейнека не остаётся в стороне от происходящего и пишет значительные и драматичные произведения, отражающие борьбу советского народа с фашизмом: «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 ГОДА» (1941), «Сгоревшая деревня» (1942), «Оборона Севастополя» (1942).

К числу известных картин послевоенного времени относятся «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаика для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Дейнеке принадлежат мозаики на станциях метро «Маяковская» и «Новокузнецкая», а за мозаики «Хорошее утро» (1959–1960) и «Хоккеисты» (1959–1960) художник в 1964 году удостоился Ленинской премии.

Дейнека преподавал в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957— 1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он являлся членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966-1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, герой Социалистического Труда (1969).

Последние два года жизни Дейнека тяжело болел и не мог работать. Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Его имя присвоено Курской картинной галерее.


"Лыжники" 1931 г.

"Снегурочка" 1954 г.
Мозаика "Хоккеисты". 1959-1960 гг.

Ройтер Михаил Григорьевич (1916-1993)

Михаил Григорьевич Ройтер (1916, Винница, Украина — 1993, Москва) — российский художник-график,иллюстратор книги.

Учился на рабфаке Киевского художественного института, в 1937 году поступил в Центральную студию изобразительных искусств ВЦСПС, где среди его преподавателей были Константин Юон, Николай Ромадин и Аминадав Каневский. Способности студента были замечены, по рекомендации И. Грабаря — директора Московского художественного института — в 1939 году Михаил Ройтер был зачислен на 3-й курс графического факультета. Дипломной работой — иллюстрациями к роману Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорблённые» — в 1946 году завершилось образование художника. В том же году он был принят в Союз художников СССР, а в 1947 году стал участником выставки на I Всемирном фестивале демократической молодёжи и студентов в Праге и был удостоен почётного диплома за представленные иллюстрации.
Первым заказом М. Ройтера стали иллюстрации к роману Ф. Достоевского «Подросток». И в дальнейшем творческая жизнь Ройтера была связана с произведениями Достоевского: он иллюстрировал также такие произведения писателя, как «Неточка Незванова», «Кроткая», «Братья Карамазовы», «Бесы». Многие рисунки и акварели художника связаны с жизнью писателя и героев его произведений.
С конца 1950-х он путешествовал по стране как специальный корреспондент газет «Правда», «Комсомольская правда», «Литературная газета» и журналов «Огонёк» и«Юность». История поездок отразилась в сериях его работ: о Братске и Красноярской ГЭС, промышленном Урале, месторождениях нефти в Баку, АЗЛК в Москве. Он работал на Дальнем Востоке и Камчатке, на Памире, в Мурманске, на Украине.
Одной из любимых тем современной жизни для М. Ройтера являлся спорт. Он участвовал во всех специализированных Всесоюзных выставках, посвящённых спорту. Спортсменам и вообще советской молодёжи посвящены многие его жанровые работы 1950-х и 1960-х.
Ройтер пробовал себя в различных графических техниках. Он рисовал пером, работал в технике монотипии, линогравюры и литографии, достигнув особенных успехов в офорте. С конца 1970-х М. Ройтер сконцентрировался на технике акварели, увековечив меняющиеся лица Москвы, Ленинграда, ряда провинциальных городов. Он писал широкие импрессионистические городские пейзажи, изображая исчезающую Москву и новый образ города. 

"Юная фигуристка" 1967 г.
"Фигурное катание" 1970 г.
"Танцы на льду" 1980 г. 
"Фигурное катание" 1980 г. Акварель
"Танцы на льду" 1981 г.
"Конькобежцы" 1957 г.
"Конькобежцы" 1959 г.

"Конькобежцы"  Цв. автолитография.1959 г.
"Конькобежцы" 1963 г.
"На беговой дорожке" 1964 г.
"Хоккей" 1960 г.
"Хоккей" 1975 г.

"Владислав Третьяк" Автолитография
"Владислав Третьяк" 1977 г. Автолитография
"Хоккей" 1978 г. Автолитография
"Большой трамплин" 1960Бумага, цветная линогравюра.
"Прыжок с трамплина" 1976 г.
Скок Владислав Антонович (1922 - )

Заслуженный художник РФ.


Картины Владислава Скока очень разные по тематике, по настроению, по колориту, но объединяет их глубоких философский смысл, вложенный художником. Каждое полотно 
В. Скока насыщено красками жизни. Своими путеводными звездами художник считает французских импрессионистов - Сезанна, Моне и русских классиков - Нестерова, Кустодиева, Сурикова, Рябушкина.




"Фигурное катание"



"Танцы на льду"

Курилович Александр Михайлович (1928 - )

Живописец, график. Учился в РХУ с 1946 по 1951 гг. С 1971 по 1957 гг. учился в Харьковском художественном институте. Член СХ РФ с 1961 г. Участвовал в организации «Агатплакат Дона», являлся его редактором. Участник многих выставок: Республиканских, зональных, всесоюзных, международных.
"Горнолыжный спуск"
"Лыжники"


Источники:
http://otvet.mail.ru/question/85081969
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post63711391
http://pheonae.livejournal.com/201759.html
http://www.liveinternet.ru/users/3535987/post198419547/
http://ws-news.ru/figure_art.html
http://v-interiordecor.blogspot.ru/2011/11/christmas-17.html

  •  Брейгель Питер
  •  Дейнека Александр Александрович
http://www.deineka.ru/
http://www.chernorukov.ru/articles/?article=310
http://www.artpoisk.info/artist/deyneka_aleksandr_aleksandrovich_1899/bio
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B0,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/14077
http://art.liim.ru/hr/hr24_03_06.html
  • Ройтер Михаил Григорьевич

  • Скок Владислав Антонович
http://www.artpanorama.su/index.php?category=artist&id=309&show=short

  • Сомов Константин Андреевич
  • Курилович Александр Михайлович
http://sovcom.ru/index.php?category=painters&painterstype=painter&painter=3326






Комментариев нет:

Отправить комментарий